Контроль состояния кабеля ВБбШв Печать

1. Приемные испытания после ремонта или прокладки

Приемные испытанияЗакончен ремонт или прокладка кабеля. Что делать дальше? Как убедиться в том, что повреждений нет, а все параметры соответствуют норме? Самый лучший способ контроля – провести испытание напряжением сверхнизкой частоты. Для этих целей применяется высоковольтная установка переменного напряжения.

Данный метод дает наилучшее представление о состоянии кабеля ВБбШв после ремонта и прокладки, по сравнению с другими, такими как:

  • проверка высоким постоянным напряжением 15 кВ;
  • измерение сопротивления изоляции и переходного сопротивления мегаомметром;
  • выдержка под рабочим напряжением в течение 24 часов.

При испытаниях напряжением сверхнизкой частоты (СНЧ) кабель в течение 15 и более минут подвергается 2-3-кратному по отношению к рабочему воздействию СНЧ. Если он выдержал – можно смело запускать его в эксплуатацию. Если нет – необходимо немедленно приступать к поиску места повреждения и ремонту.

2. Профилактические испытания кабеля ВБбШв

При проведении плановых испытаний кабеля рекомендуется применять установки СНЧ. С их помощью можно быстро и качественно проверить:

  • распределительные линии;
  • кабели и отводы подстанций;
  • кабели точной URD-локации;
  • кабель ВБбШв, работающий под напряжением уровня ЛЭП.

Установка СНЧ позволит в удобное время подвергнуть испытуемый участок воздействию напряжения, в 2-3 раза превышающего рабочее. При наличии дефектов произойдет пробой изоляции, после чего будет несложно найти место повреждения и выполнить ремонт.

Если помимо подтверждения работоспособности кабеля необходимо определить параметры изоляции, то в комплексе с установкой СНЧ можно применять систему измерения tg?, показывающую угол диэлектрических потерь.

3. Прожигание дефектного участка кабеля ВБбШв

Прожигание дефектного участка кабеля ВБбШв«Прожигание» места повреждения кабеля выполняется для облегчения поиска аварийного участка. Как правило, процедура выполняется при помощи установки постоянного тока или слаботочного ударного генератора. Однако данные способы требуют больших временных затрат. Использование установки СНЧ дает возможность «прожечь» поврежденный участок за несколько минут.

Принцип действия метода основан на том, что установка повышает напряжение до наступления пробоя. Это вызывает появление электрической дуги, через которую разряжается вся накопленная в кабеле энергия и добавленный к ней ток установки СНЧ. Дополнительным катализатором процесса является смена полярности напряжения через каждый полупериод. В итоге происходит обугливание изоляции и падение сопротивления на аварийном участке практически до нуля.

4. Методы определения места возникновения неисправности кабеля

При осуществлении монтажных работ, в силу различных причин, возникают ситуации, когда кабель, проверенный на барабане, после укладки выходит из строя. Из-за механических воздействий или нарушения технологии разделки концов и монтажа муфт возникают дефекты, препятствующие нормальной эксплуатации.

Для трехфазных силовых кабелей характерны следующие неисправности:

  • замыкание «на землю» одной из жил, вызванное повреждением ее изоляции;
  • нарушение целостности одной или нескольких жил;
  • межфазное короткое замыкание с «пробоем на землю» или без него;
  • заплывающий пробой изоляционной оболочки;
  • множественное повреждение кабеля в нескольких местах.

Если в ходе монтажа или приемных испытаний кабеля подачей повышенного напряжения выявляется дефект линии, то в первую очередь необходимо точно установить тип повреждения. Чаще всего для этого применяется метод измерения сопротивления изоляции мегомметром. При помощи прибора последовательно проверяют наличие «пробоя на землю» каждой жилы, а также целостность изолирующей оболочки между всеми парами. Кроме этого убеждаются в отсутствии разрывов кабеля.

Прожигание дефектного участка кабеля ВБбШвДля того чтобы обозначить место возникновения дефекта используют один из трех методов:

  • импульсный;
  • колебательного заряда;
  • емкостной.

Первый способ заключается в измерении промежутка времени, за которое контрольный импульс достигает места повреждения и возвращается обратно. На практике для этого используют приборы ИКЛ-4 и ИИЛ-1. Последний позволяет определить место и характер повреждения в силовых кабелях на расстоянии до 10 км с погрешностью до 2%. Также с его помощью можно тестировать кабели контроля и связи.

Метод колебательного заряда используют для определения места повреждения в силовых кабелях с рабочим напряжением до 10кВ, с броневой оболочкой и бумажной изоляцией, при возникновении заплывающего пробоя. Суть данного способа заключается в том, что при помощи выпрямителя в кабеле поднимают потенциал до достижения напряжения пробоя (при этом, не превышая допустимого значения, предусмотренного для проведения испытаний). Заряд по отношению к земле должен иметь отрицательное значение. Пробой изоляции вызывает появление колебательного разряда с периодом, соответствующим времени, необходимому для четырехкратного прохождения волны от точки измерения до поврежденного участка и обратно.

Для замеров параметров при проверке данным способом используют прибор ЭМКС-58 с делителем напряжения и четырьмя пределами измерений:

  • 0 – 1км.;
  • 0 – 2км.;
  • 0 – 5км.;
  • 0 – 10км.

Погрешность определения места повреждения доходит до 5%.

При обрывах жил применяют емкостной метод нахождения дефектного участка. Суть данного способа заключается в измерении емкости проводника с каждой стороны от обрыва и сравнении ее с этим показателем у целой жилы. Составив, на основании полученных данных, пропорции, вычисляют местонахождения повреждения, разделив длину кабеля соответствующим образом. Измерение емкости производится с использованием мостов как постоянного, так и переменного тока.

В шахтных выработках, где прокладка кабеля производится преимущественно открытым способом, позволяющим получить к нему непосредственный доступ, предварительное определение дефектного участка не применяется. Для поиска места повреждения используется искробезопасный искатель повреждений кабеля ИПК-2, специально сконструированный для использования в условиях, где существует угроза взрыва газа или пыли.